Целями психологии здоровья человека являются: поддержание и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма с опорой на духовные основы личности и психологический фактор. Сегодня психология здоровья рассматривает множество проблем, связанных с возможностями адаптации, социализации и индивидуализации человека, его ценностного восприятия жизни и многие другие. Вот, например, некоторые из них: прогнозируют ли характерные эмоции и способы реагирования человека на стрессогенные события восприимчивость к болезням сердца, инсульту, раку и другим болезням; как мы можем контролировать или ослаблять стресс; каким образом люди приходят к решению, что они больны; какие изменения стиля жизни могут предотвратить болезнь или содействовать здоровью. Состояние поиска иногда охватывает человека помимо его воли и индивидуальных усилий, но может стать частью жизненной стратегии. Такую стратегию психологи называют творческой. Наиболее плодотворные поиски в этом направлении принадлежат представителям гуманистической психологии. Так, А.Маслоу считал, что люди здоровые духовно, обладают особыми характеристиками, которые отличают их от других людей по ряду показателей. Эти люди удовлетворили свои потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и поэтому могут стремиться к самоактуализации, то есть к свершению своей миссии, призвания, судьбы, стремления к единству своей личности. Стратегия творчества – это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни, опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, то есть осуществляется выбор в пользу душевного и духовного здоровья. Исследователи влияния стратегии жизни на здоровье человека О.С.Васильева и Е.А.Демченко к основным принципам развития психического здоровья относят комплексность, креативность, принцип «внутреннего наблюдателя», укрепление позитивных установок. Это означает, что оздоровление должно осуществляться целостно, с учетом всех факторов, влияющих на повышение уровня здоровья. Человек прислушивается к себе, выбирает или создает свои способы оздоровления, доверяя себе и своему самоощущению. Для этой цели наиболее ценными являются приемы, направленные на расширение сферы своего Я, прояснения жизненных целей и ценностей. Исследователи отмечают, что на здоровье влияет огромное количество факторов. Основные из них:
Эмпатическое понимание, с точки зрения психологии, подразумевает сочувствие и сопереживание другому человеку, но не пустое как героям кинороманов, а действенное, с искренним желанием помочь, поддержать хотя бы на уровне пресловутой «жилетки». Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной работоспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее. Как очень сложный и системный феномен здоровье является предметом рассмотрения многих научных дисциплин. Одно из ведущих мест сегодня по праву принадлежит психологии здоровья. Главный акцент в этой области знаний делается не столько на самом факте уже заявившей о себе той или иной психической болезни, что традиционно входит в компетенцию клинической психологии, психиатрии и психопатологии, сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования. Поэтому на передний план выходит профилактика здоровья, забота о здоровье ради здорового человека. Отсюда и главная тема новой отечественной науки – формирование у человека органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения. Охрана своего здоровья – добровольная обязанность каждого человека, которая не по силам другим. Вредные привычки, избыточное или недостаточное питание, проживание во вредных экологических условиях, сложные взаимоотношения людей в обществе и многое другое приводят организм в плачевное состояние уже к тридцати годам. Первостепенное условие, определяющее способность человека к труду и созиданию – это гармоничное физическое и личностное благополучие в целом. Здоровый образ жизни можно определить как сложившуюся у человека рациональную организацию бытовой, производственной и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющую реализовать индивидуальной личности свой скрытый потенциал, иными словами – здоровый образ жизни наш помощник во всех сферах жизнедеятельности, наша подушка безопасности перед агрессивной современной средой, в которую мы ежедневно погружаемся и влияние которой на себя не всегда можем проконтролировать. Кроме того, здоровый образ жизни призван не только сдерживать отрицательные факторы. Важную роль в реализации здорового образа жизни для нас играет ощущение собственной самоэффективности или самоконтроля. Женщина, пытающаяся соблюдать диету, может совершенно ненамеренно свести на нет все свои усилия одной мыслью: «Мне никогда не удастся это сделать» или «Я уже не раз пробовала соблюдать диету, и это всегда заканчивалось неудачей». И, наоборот, она достигнет успеха, если будет давать себе установку в том, что ее питание всецело находится под контролем, и что она способна при желании его изменить. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Психологическая зарядка Общеизвестно, что для поддержания физического здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений. Точно так же для развития и поддержания положительных черт характера, способствующих формированию психологии здоровья, помогут психотехнические упражнения. Рассмотрим некоторые из них.
Эти психотехнические упражнения необходимо выполнять систематически, желательно ежедневно, и тогда положительный результат не заставит себя ждать, а вы обретете позитивное настроение и откроете новые возможности для сотрудничества с людьми.
Интернет-источники: |