Back to top
Утренняя гигиеническая зарядка

Практически все великие люди во все времена начинали свой день с утренней гимнастики. Это не значит, что они непременно приседали, делали махи руками и ногами, отжимались. Каждый по-своему настраивал свой организм на рабочий лад. Например, китайский мудрец Лаоцзы медитировал, А.С. Пушкин, «обув железом острым ноги», мчался по замерзшему озеру, а М.М. Пришвин совершал длительные прогулки по лесу. Физическая зарядка по утрам приносит пользу только в одном случае — если она индивидуальна. Все дети по-разному переключаются с одного вида работы на другой. Одним нужно выполнять медленные, плавные движения (что отличает китайские оздоровительные системы), другим показана интенсивная работа, чтобы быстро «разогреть» мышцы.

Как же составить индивидуальный комплекс утренней гигиенической гимнастики для ребенка? Прежде всего, необходимо знать, что утренняя зарядка предназначена не для тренировки, а для подготовки организма к активной дневной деятельности. Нагрузка подбирается в соответствии со «стилем жизни», психологическими особенностями ребенка. Если он медленно втягивается в работу (умственную или физическую), долго «раскачивается» перед выполнением повседневных мероприятий, то и упражнения должны быть неспешными, без резких движений, с постепенным увеличением амплитуды движений. Наоборот, если ребенок быстро включается в любую работу, утренняя гимнастика должна выполняться энергично, с большой амплитудой движений, с применением силовых (приседания, отжимания) и скоростных (прыжки на месте) упражнений. Примерное количество повторов — от 6 до 8 раз.

Познакомьтесь с научными рекомендациями составления комплексов упражнений для зарядки:

- упражнения «локального» характера (например, вращения кистями рук) должны чередоваться с движениями, включающими в работу большие мышечные группы (например, вращения туловищем);

- дыхание во время выполнения упражнений должно быть ритмичным и спокойным (прерывистость дыхания — признак превышения необходимой нагрузки); амплитуду движений, их скорость и интенсивность необходимо увеличивать постепенно от начала занятия к его окончанию;

- комплексы утренней гимнастики необходимо периодически менять, но не чаще чем через 3-4 недели; не следует перегружать комплекс большим количеством упражнений, использовать упражнения с отягощениями;

- для младших школьников целесообразное время выполнения зарядки – от 10 до 12 минут, количество упражнений 8-10, пульс во время зарядки не должен превышать 150-160 ударов в  минуту.

Желательно, чтобы ребенок делал зарядку под контролем взрослых, а еще лучше – вместе с ними. Так вы не только будете уверены, что ребенок полностью и правильно выполнит все упражнения, но и, главное, воспитаете привычку к зарядке. После утренней гимнастики очень полезно провести закаливающие процедуры – обтирания, обливания или контрастный душ.

 Познакомьтесь с возможными вариантами зарядки для младших школьников.

 Комплекс 1

1. Ходьба, легкий бег на месте или в движении (30 с.).

2. Исходное положение (и.п.) — основная стойка: ноги — на ширине стопы, руки — вдоль туловища. Поднять руки вперед-вверх, правая нога — назад на носок. Вернуться в и.п. Выполнить то же другой ногой (по 5-7 раз).

3. И.п. — основная стойка. Правой ногой сделать глубокий выпад вперед, вернуться в и.п. Повторить то же другой ногой (по 4-6 раз).

4. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поднять ноги (согнутые или прямые) вверх, затем медленно опустить (до 10 раз).

5. И.п. — упор стоя (с опорой на стул или стол). Сгибание и разгибание рук (до 10 раз).

6. И.п. — то же. Правой ногой сделать мах назад, вернуться в и.п. Выполнить то же левой ногой (по 6-8 раз).

7. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять наклоны влево и право (по 6-8 раз в каждую сторону).

8. Бег, переходящий в ходьбу на месте (до 30 с). И.п. — основная стойка. Поднять руки вперед-вверх — вдох, подняться на носки, вернуться в и.п. — выдох (4-6 раз).

Комплекс 2

Ходьба и легкий бег, без напряжения (1-2 минуты).

Подтягивание. Исходное положение (и.п.) — стоя, ноги — на ширине стопы, руки — к плечам. На счет 1-2 прогнуться назад и развести руки в стороны — вдох. На счет 3-4 вернуться в и.п. (4-5 раз).

Приседания. И.п. — стоя, ноги — на ширине стопы, руки — вдоль туловища. На счет 1-2: присесть на двух ногах с одновременным разведением рук в стороны. На счет 3-4 вернуться в и.п.(7-8 раз).

Наклоны. И.п. — стоя, ноги — на ширине стопы, руки —вдоль туловища. На счет 1-2 прогнуться назад, руки поднять вперед-вверх-назад (ладони соединены). На счет 3-4 наклониться вперед и достать пальцами или ладонями прямых рук носки ног (ноги в коленях не сгибать). Повторить 5-6 раз.

Ласточка. И.п. — стоя, ноги — на ширине стопы, руки —вдоль туловища. На счет 1-2 наклониться вперед и поднять правую ногу назад, руки в стороны. На счет 3-4 вернуться в и.п. Повторить то же другой ногой (по 2-3 раза).

Махи ногой и рукой. И.п. — стоя, ноги — на ширине плеч, руки — вперед, ладонями вниз. На счет 1-2 повернуть туловище и прямые руки влево, одновременно поднять прямую левую ногу вверх-вперед. На счет 3-4 вернуться в и.п. Повторить то же правой ногой с поворотом направо (4-5 раз в каждую сторону).

Прыжки со скакалкой (30—35 подскоков на двух ногах) или бег на месте с высоким подниманием коленей.

Упражнение для успокоения дыхания. И.п. — стоя, ноги — на ширине стопы, руки — вдоль туловища. На счет 1-2 поднять руки через стороны вверх и скрестить их за головой — глубокий вдох. Вернуться в и.п. Постепенно замедлять движения по мере успокоения дыхания (1-2 минуты).