Back to top
Городки в школе

Городки и школа… Для подавляющего большинства современных учителей это представляется чем-то из области недостижимой фантастики…

Но городки и школа – это объективная реальность, возможная без больших затрат, при желании, «здесь и сейчас». По глубокому убеждению автора, народные виды спорта необходимо должны присутствовать в школьной программе. Речь, в первую очередь, идёт о лапте и городках как видах спорта. Кроме того, как элементы урока физической культуры, вполне можно использовать и другие народные игры и забавы, имеющие многовековые традиции – это игры «котёл», «скубарь», «чехарда», «классики», «резиночки», упражнения с палкой и многие, многие другие.

Вопросы использования народных игр в комплексном развитии дошкольников и школьников автор подробно рассматривают в своей другой работе - «Народные игры в школе и во дворе». В настоящем издании автор уделяет внимание только одной русской забаве – городкам, которые по своей увлекательности, оздоровительному эффекту и доступности просто не имеют себе равных.

 Как сделать урок физкультуры интересным?

 В 8 из 10 случаях, когда автор задаёт учащимся и школьным учителям физической культуры вопросы о том, что им не нравится на современном уроке физической культуры в школе, он слышит короткий, но ёмкий, ответ: «Не интересно».

Представляется, в том, что в задаче сделать урок физической культуры интересным и кроется ключик к привитию у детей и подростков устойчивой и добровольной потребности вести здоровый образ жизни, интересоваться видами спорта и выбирать себе те из них, которые им более всего по душе.

Известному римскому императору и философу Марку Аврелию принадлежит выражение «Старайся иметь досуг, чтобы научиться чему-нибудь хорошему, и перестать блуждать без цели». Тема досуга школьника в отечественной педагогике была детально проработана выдающимся педагогом Сталем Анатольевичем Шмаковым. Досуг объединяет детей и взрослых, независимо от того, кто это – родители, учителя или спортивные наставники. Прекрасный пример применения досуга к развитию спорта и здорового образа жизни в своей Павлышской школе демонстрировал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, когда проводил уроки шахмат, на которых дети учились и общаться, и проявляли спортивный интерес к конкретному виду спорта.

Для сферы дворового спорта вполне подходит эксперимент – как поиск новых форм. Лучшие из экспериментальных форм, как правило, приобретают устойчивый характер и достойны того, чтобы на них обратила внимание и школа. Это особенно актуально, когда ведётся речь об инновациях в школьной программе. Ведь ситуация складывается парадоксальная – во дворе одни те же дети с удовольствием играют в спортивные игры, а уроки физкультуры в школе «не любят».

Как правило, деятельность инициативных социально-спортивных групп из числа заинтересованных жителей по месту жительства развивается от этапа к этапу – без реализации одной цели, мысли о реализации последующей не может быть и речи.

В качестве классического примера матрицы такого развития спорта в его дворовом формате, как социального и образовательного явления, следует привести опыт активных жителей улиц Энгельса и Известковой в городе Липецке по созданию уличного стадиона «Дворовик» и организации спортивного досуга проживающих на соседних улицах детей. Дети с удовольствием занимаются любыми организованными видами спортивного досуга и играми, компенсируя их недостаток на уроках школьной программы. В числе культивируемых видов спорта – футбол, городки, лапта, хоккей на траве, дворовый керлинг.

Исходя из введённого автором в оборот определения, под дворовым спортом или спортом в шаговой доступности мы будем понимать локализованные в определенном микрорайоне, или в индивидуальных строениях комплексы инфраструктурного и организационно-спортивного характера, где люди разных возрастов занимаются подвижными играми и иной физической активностью, самостоятельно, или под руководством специалиста (профессионального тренера или инструктора-общественника).

Значение дворового спорта для экономики страны и общества трудно переоценить. На простых спортивных сооружениях, расположенных на придомовых, школьных и парковых территориях, начинаются многие важнейшие социальные процессы, которые получают продолжение и законченные формы в других сферах оздоровительного, массового и профессионального спорта. Через дворовый спорт прививается любовь к тому виду спорта, в котором вчерашний ребенок может вырасти до мастера спорта и чемпиона. Дворовый спорт – это нечто гораздо большее, вбирающее в себя основы здорового образа жизни, противостояние лени, одиночеству, алкоголю, курению, наркотикам, девиантному поведению и моральному разложению.

Таким образом, спорт по месту жительства в его социальном, дворовом формате, решает те же задачи, что ставит перед собой и физическое образование в школе. Следовательно, спортивный досуг по месту проживания и физическое обучение в школе следует рассматривать как звенья одной цепи.

К сожалению, но в рекомендованных к занятиям физической культурой учебниках авторства В.И. Ляха и коллектива авторов под руководством М.Я. Виленского, в учебной программе не уделяется никакого внимания народным традиционным играм и русским видам спорта – городкам и лапте.

В «Физкультурной азбуке» для учащихся 1 – 4 класса учебника В.И. Ляха отсутствуют такие спортивные термины для изучения детьми как «городки» и «лапта», являвшимися в России излюбленным физическим досугом детей многие столетия. Естественно, что не познакомившись с этими играми в раннем возрасте, в подростковом возрасте дети их просто не знают. Учебные программы этому тоже не учат и в средней и старшей школе.

К сожалению, но отсутствие национальных и народных видов спорта в школьной программе, а также их элементов, позволяет сделать выводы о не ориентированности современного школьного физического воспитания на культивирование у обучающихся патриотических ценностей. Откуда взяться национальному самосознанию учащихся как интегративному признаку суверенной нации, если им не рассказывают и не показывают отечественных спортивных традиций? О каком «сосредоточении России» может идти речь, если такие важнейшие для формирования двигательных навыков и оздоровления, а также познания отечественных спортивных традиций виды спорта как городки и лапта забыты?

Источники:

1. А.И. Логинов «Городки: во дворе, в детском саду, в школе и в спортивной секции». – Липецк: ООО «Гравис», 2016.